Москва: +7 (499) 703-35-33 доб. 114

Санкт-петербург: +7 (499) 309-52-81 доб. 661

Плюсы и минусы работы без трудовой книжки

Трудовая книжка

Трудовая книжка

Трудовая книжка впервые появилась в СССР в 1938 году. Ее обновляли всего 2 раза: в 1973 и 2003 годах.

В современной России действительны все 3 типа трудовых книжек. Они не требуют замены и подходят для работы на любой должности. Но многие профессии подразумевают или допускают работу без трудовой книжки.

Из этой статьи Вы узнаете, стоит ли работать без трудкнижки, и каковы недостатки этого способа трудовой деятельности. Также мы расскажем, зачем нужна трудовая книжка, и как уволиться, если у Вас ее нет.

Что такое трудовая книжка? Зачем она нужна?

В статье 66 ТК РФ приведено актуальное определение трудкнижки. Это – основной документ, свидетельствующей о трудовой деятельности работника и его трудовом стаже. Но если раньше книжка была единственным документом такого значения, то сейчас многие ее функции продублированы трудовым договором. Кроме того, трудкнижку успешно заменяет персонифицированный учет в Пенсионном Фонде России.

С 1997 года граждане РФ могут получить в ПФР выписку о своем рабочем стаже. Для доказательства работы можно предоставить копию приказа о принятии на должность и об увольнении. Теперь можно оформить пенсию, не предъявляя трудовую книжку, тогда как до 1997 года это было невозможно.

Когда закон позволяет работать без трудовой книжки?

Когда закон позволяет работать без трудовой книжки?

Когда закон позволяет работать без трудовой книжки?

В Трудовом кодексе РФ прописаны 2 варианта заключения трудового договора без записи в книжке:

  1. если работник устраивается на должность по совместительству (глава 44, раздел 12, часть 4 ТК РФ);
  2. если работодатель – физическое лицо, не являющееся ИП (глава 48, раздел 12, часть 4 ТК РФ).

Перед тем, как нанять человека на работу, нужно определиться, с какой целью нужен этот сотрудник. Если он необходим для одноразовой миссии (создать какое-то произведение, провести экспертную оценку, отремонтировать инвентарь и т. д.), то нет смысла нанимать его по трудовой книжке.

В зависимости от вида работы можно заключить авторский договор, агентский договор или договор подряда. Все 3 договора относятся к категории гражданско-правовых договоров. Они действуют ограниченное время, но при необходимости их можно заключить заново на тот же срок. Переподписывать договор можно сколько угодно раз.

Никаких дополнительных вариантов, когда сотрудника можно оформить без трудовой книжки, в законе нет. Если запись в книжку не делается, то трудовые отношения регулируются гражданско-правовым договором.

При заполнении договора нужно указать ряд условий. Со стороны работодателя в договор должны быть вписаны:

  1. название компании;
  2. документ, обеспечивающий действие договора;
  3. адреса компании – фактический и юридический;
  4. банковские реквизиты.

Соискатель должен вписать такие данные:

  1. полное ФИО;
  2. основные паспортные данные;
  3. адрес регистрации и фактический адрес проживания;
  4. идентификационный код;
  5. номер банковского счета.

Договор распечатывается в 2 экземплярах. Оба должны быть подписаны сотрудником и работодателем, после чего – заверены печатью. Один договор хранится на предприятии, а второй – у работника.

Есть работодатели, которые пытаются оформить сотрудника по трудовой книжке, но без договора. Это неправильно и является нарушением закона. Несмотря на важность трудовой книжки, именно в договоре прописаны все гарантии для работника. Если договор не заключается, то у работодателя есть множество «рычагов», с помощью которых он может повернуть ситуацию так, чтобы оставить нанятого работника без заработной платы.

Работа без трудовой книжки. Недостатки

Работа без трудовой книжки. Недостатки

Работа без трудовой книжки. Недостатки

В России есть несколько слоев населения, которые работают без трудовых книжек.

К таким людям можно отнести нянь, репетиторов и других людей, предоставляющих услуги физическим лицам, которые не являются предпринимателями. Без трудовой работают и те, кто устроился по совместительству.

Они могут по желанию получить запись в книжке, но, как правило, отказываются от нее. Особняком стоят фрилансеры – копирайтеры, программисты, дизайнеры – которые чаще всего даже не заключают трудовой договор и работают «сами на себя».

Работа без оформления в трудовую книжку – это чаще всего свободный график и отсутствие явных обязанностей перед работодателем. Тот же репетитор может отказаться от занятий с ребенком, и его не заставят платить неустойку, не будут требовать компенсацию за плохую подготовку ребенка к экзаменам. Поэтому на первый взгляд работа без трудкнижки кажется отличным решением.

Трудовая книжка минусы

Работа по договору без трудовой книжки

Но наряду с плюсами есть и существенные минусы:

  1. при работе без трудовой книжки не оплачивается отпуск;
  2. работодатель делает отчисления только в ПФ и на обязательную медстраховку;
  3. трудовой договор заключается на непродолжительный срок, пусть и с возможностью продления;
  4. работодатель может расторгнуть отношения раньше срока или не продлевать договор по своему желанию;
  5. он не обязан уведомлять работника за 2 месяца до расторжения, как в случае с работой по трудкнижке;
  6. отсутствуют дополнительные выплаты вроде квартальных премий и тринадцатых зарплат;
  7. не оплачиваются больничные листы и пособия по декретному отпуску;
  8. работодатель не имеет обязательств в случае производственных травм.

По возможности нужно всегда работать через трудовую книжку. Устраиваться без оформления в трудкнижку стоит лишь в том случае, если вид работы не предусматривает такое оформление (няня, репетитор, фрилансер…)

Работа по договору отличается тем, что работодатель может отказать кандидату на должность из-за возраста, национальности, пола и других субъективных факторов. Если же трудоустройство идет через книжку, то начальник не может отказать из-за такой мелочи, если профессиональные качества кандидата подходят для работы.

Налоговые и социальные отчисления при работе без трудовой книжки

Вопреки расхожему мнению, даже без трудовой книжки работодатель обязан делать налоговые отчисления и выплаты в ПФ. Это прописано в любом гражданско-правовом договоре, если он составлен законно. Обязательную медицинскую страховку для сотрудника тоже оплачивает работодатель.

Внимательно изучайте договор перед тем, как его подписать. Если в нем не прописаны необходимые отчисления, то такому работодателю лучше не доверять. Дело даже не в отсутствии отчислений, а в том, что человек, который не учитывает такие «мелочи», вполне может быть ненадежен и в вопросах заработной платы.
Об автореВсе статьи
kmaster

Юрий Зорин

С отличием закончил юридический факультет МГУ им. Ломоносова. С 2006 года специализируется на автомобильном праве, оказании помощи при авариях и решении проблем с ГИБДД.


Top